Письмом фссп россии от 30112019 г №120226988ап о производстве судебными приставамиисполнителями оценки арестованного имущества без привлечения

Наши граждане уже привыкли к сюрпризам от приставов, когда вместо сообщений о зарплате они получают сообщения о списании денежных средств. Судебный процесс, решения об исполнительном производстве – все происходит тайно, без должного уведомления. В результате граждане остаются без денежных средств, когда они ничего не подозревают. Это относится и к неожиданным визитам, после которых вещи уходят в конфискат судебных приставов.

Реализация арестованного имущества судебными приставами

29 января КонсультантПлюс провел интервью с директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации Н.А. Винниченко на тему «Правовое регулирование исполнительного законодательства: новые задачи и принципы работы ФССП России».

Комментарий ФССП России о порядке привлечения оценщиков для целей оценки арестованного имущества

2.3. Стоимость арестованного имущества, по предварительной оценке не превышающая 30 тыс. рублей, устанавливается судебным приставом-исполнителем с учетом сложившихся в регионе цен на аналогичные товары. Итоговая стоимость выражается в валюте Российской Федерации (в рублях).

Письмом фссп россии от 30112019 г №120226988ап о производстве судебными приставамиисполнителями оценки арестованного имущества без привлечения

4.1. Абзац исключен — письмо ФССП России от 8 июля 2014 года N 0001/15..

При предъявлении в суд заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права и (или) отчета об оценке в связи с существенным занижением (завышением) стоимости арестованного имущества, нарушением методики проведения оценки и т.д., за исключением процессуальных нарушений, связанных с принятием оценки, судебный пристав-исполнитель подает (направляет) в суд, рассматривающий дело, ходатайства о замене ненадлежащего ответчика с судебного пристава-исполнителя на лицо, оказавшее услуги по оценке вещи или имущественного права, и о привлечении в судебное разбирательство в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, страховой организации, в которой застрахована ответственность оценочной организации (оценщика, индивидуального предпринимателя):
(Абзац в редакции, введенной в действие письмом ФССП России от 8 июля 2014 года N 0001/15.

абзац исключен — письмо ФССП России от 8 июля 2014 года N 0001/15;

абзац исключен — письмо ФССП России от 8 июля 2014 года N 0001/15.

Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества (с изменениями на 8 июля 2014 года)

«Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 519.
Стандарт Российского общества оценщиков «Базы оценки, отличные от рыночной стоимости» (СТО РОО 20503596).

Проблемы оценки арестованного имущества в исполнительном производстве в контексте анализа судебной практики

В случае предъявления искового заявления к территориальному органу
ФССП Рф о взыскании убытков в связи с признанием нелегальным (недействительным) постановления об оценке вещи либо имущественного права подразделение правового обеспечения территориального органа ФССП Рф направляет (подает) в трибунал ходатайство о вербовании к роли в судебном разбирательстве в качестве ответчика ФССП Рф, оценочной организации, проводившей оценку арестованного имущества в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований.

Связанной с проведением оценки арестованного имущества должника

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки арестованного имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества должника. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку арестованного имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Особенности оценки арестованного имущества

  • земельные участки, на которых расположено единственное жилье, исключение также составляет ипотечное кредитование;
  • предметы личного пользования (одежда, обувь и т. д.), исключение составляют драгоценности и предметы роскоши (норковые шубы, шапки и т. д.);
  • предметы, которые необходимы для профессиональной деятельности, например компьютер для программиста;
  • животные из личного подсобного хозяйства, а также здания и помещения, в которых они содержатся;
  • семена для посева;
Читайте также:  Технический паспорт на квартиру где оформить

Реализация арестованного имущества судебными приставами

В исполнительном производстве вопрос об оценке имущества должника является достаточно спорным. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 3 августа 2013 г.) (далее — Федеральный закон об исполнительном производстве) предусматривает, что в исполнительном производстве оценку имущества и имущественных прав судебный пристав-исполнитель осуществляет самостоятельно, а в случаях, прямо указанных в законе, назначает для этого оценщика.
Так, согласно ч. 2 ст. 85 Федерального закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки:
1) недвижимого имущества;
2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 тыс. руб.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель обязательно привлекает оценщика и в том случае, если должник или взыскатель выразили свое несогласие с оценкой судебного пристава-исполнителя.
В случае обязательной оценки имущества оценщиком Федеральный закон об исполнительном производстве (ст. 85) устанавливает следующий порядок:
1) судебный пристав в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о том, что его оценка носит предварительный характер;
2) судебный пристав назначает для оценки оценщика. При этом судебный пристав должен его назначить в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника;
3) получив отчет оценщика, судебный пристав-исполнитель в течение трех дней выносит постановление об оценке имущества или имущественного права (п. 3 ч. 4 ст. 85 Федерального закона об исполнительном производстве).
В конечном итоге получается, что, несмотря на наличие полученного отчета от оценщика, стоимость арестованного имущества судебный пристав-исполнитель оформляет своим постановлением.
В п. 3 ч. 4 ст. 85 Федерального закона об исполнительном производстве предусматривается, что «стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке» (выделено нами. — Л.Т., Е.Д., С.Л.).
В отношении этой нормы сразу же возникает вопрос об объекте оспаривания: оспаривается сама оценка (ее размер) или же постановление пристава, которым эта оценка утверждена (само утверждение)?
Кроме того, неясен вопрос о том, является ли величина рыночной стоимости, данная оценщиком, обязательной для судебного пристава или носит рекомендательный характер.
В то же время в ч. 7 ст. 85 Федерального закона об исполнительном производстве установлено, что оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.
При анализе указанных положений Федерального закона об исполнительном производстве обращают на себя внимание следующие обстоятельства:
1) п. 3 ч. 4 не делает ссылку на то, что стороны исполнительного производства должны оспаривать постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества; напротив, Федеральный закон об исполнительном производстве говорит о возможности оспаривания стоимости объекта оценки, указанной в отчете оценщика;
2) ч. 7, в отличие от п. 3 ч. 4 ст. 85, прямо указывает на возможность оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества, произведенной самим судебным приставом, в административном (в порядке подчиненности — обжалования), а также в судебном порядке.
Эти различия изначально указывают на то, что законодатель различает оценку самого судебного пристава и оценку оценщика. При этом в случае обязательного привлечения оценщика отчет оценщика — это документ-основание для судебного пристава при вынесении постановления об оценке имущества.
Приставы также пытаются различить данные два вида оценки имущества при оформлении постановлений: в случае оценки самим приставом выносится постановление об оценке имущества должника, а в случае привлечения независимого оценщика — постановление о принятии результатов оценки.
Наряду с Федеральным законом об исполнительном производстве Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 2013 г.) (далее — Федеральный закон об оценочной деятельности) также предусматривает возможность оспорить сведения, содержащиеся в отчете оценщика. Так, ст. 13 Федерального закона об оценочной деятельности закрепляет следующее положение: «В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность» (выделено нами. — Л.Т., Е.Д., С.Л.).
Из этой статьи однозначно следует, что оспаривается в суде именно оценка, установленная в отчете, а не постановление судебного пристава. Кроме того, данная статья фактически говорит о делах искового производства (обратим внимание, что упоминаются третейские суды как место рассмотрения спора и упоминается именно спор).

Читайте также:  Малоимущие какие льготы имеют

Теоретические и практические проблемы оспаривания в судах оценки арестованного имущества, производимой в рамках исполнительного производства (Терехова Л

Как судебные приставы и профессиональные оценщики оценивают имущество должника, на которое обращено взыскание, и как обжаловать результаты оценки.
Имущество должника, на которое обращено взыскание, подлежит оценке в порядке установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Оценка имущества производится самим судебным приставом-исполнителем, если стоимость имущества не превышает 30 тыс. рублей, либо с привлечением оценщика в течение одного месяца.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые вступили в силу 23 марта 2014 года, должник может самостоятельно реализовать арестованное имущество, если его рыночная стоимость не превышает 30 тыс. рублей и нет спора о его стоимости. Для этого должник должен ходатайствовать о самостоятельной реализации арестованного имущества в течение 10 дней со дня извещения об оценке. Если за это время денежные средства переводятся на депозитный счет отдела судебных приставов, арест снимается.
В каких случаях привлекают оценщиков?

Как судебные приставы оценивают имущество должника

Привлечение к оценке арестованного имущества специалиста ­оценщика инициируется судебным приставом-исполнителем путем вынесения постановления о назначении специалиста. Данное поста­новление должно соответствовать всем требованиям ст. 88 Федераль­ного закона «Об исполнительном производстве», а кроме этого со­держать вопросы и задачи, которые ставятся на разрешение специа­листа-оценщика.

Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ

В судебной практике возник вопрос, в каком порядке оспаривается стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете: путем оспаривания заключения (отчета) оценщика или путем оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества? Данный вопрос обсуждался на заседании Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области, по итогам чего была дана следующая рекомендация: стоимость объекта оценки, указанная в отчете оценщика, обжалуется путем оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества с привлечением к участию в деле специалиста-оценщика в качестве третьего лица (см. п. 1 рекомендаций Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области от 23.05.2008).

Читайте также:  Какие льготы у ветеранов труда в россии

Изъятие, оценка и передача под охрану или на хранение арестованного имущества должника

2. Абзац первый пункта 3.9 изложить в следующей редакции:
«В течение трех дней со дня получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права, содержащее информацию о рыночной стоимости имущества, реквизитах отчета об оценке. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или имущественного права, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Не позднее трех дней со дня получения заключения оценщика по результатам отчета об оценке судебный пристав-исполнитель направляет его копию сторонам исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права, в котором разъясняется порядок и срок обжалования стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, направляет сторонам исполнительного производства его копии.».

Министерство Юстиции Российской Федерации П и с ь м о Изменения, которые вносятся в Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества от N 01-9, (утв

В соответствии со ст.85 Федерального Закона от 02.10.2007г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 21.04.2011г) судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Письмом фссп россии от 30112019 г №120226988ап о производстве судебными приставамиисполнителями оценки арестованного имущества без привлечения

3. В ряде случаев законом могут предусматриваться специальные правила оценки имущества должника. Так, согласно ч. 5 комментируемой статьи стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании инвестиционного фонда.

Статья 85